Сценарий праздника: Русские гулянияЗвучит в грамзаписи "русский народный наигрыш, выходят ведущие. 1-й ребенок: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. 2-й ребенок: На завалинках, в светелке Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых. 3-й ребенок: При лучине мы сидели Иль под светлый небосвод — Говорили, песни пели И водили хоровод. 4-й ребенок: А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души. Хозяин: Быт людей отмечен новым веком, Поменялся старый мир. Нынче все мы по «сусекам» Личных дач или квартир. Хозяйка: Наш досуг порою мелок, И чего там говорить: Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить! (Дети уходят, звучит музыка. Хозяин и хозяйка садятся за стол.) Хозяйка: Зимний вечер темен, долог — Насчитаю сорок елок (выглядывает в окно). Хозяин: Я на лавке посижу Да в окошко погляжу (вздыхает). Хозяйка: А давай позовём к себе Ребят на посиделки? Будут песни, будут пляски И игра в горелки. Хозяин: Эй, девчоночки-подружки, Веселушки-хохотушки! Эй, ребята-молодцы, Озорные удальцы! Вам ли сегодня по домам сидеть Да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, Грустить да печалиться? Хозяйка: Рады видеть у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному — посиделками называется. Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! (под музыку входит I группа 3~4 человека) Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома! 1-й ребенок: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим. Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. 2-й ребенок: Гости — люди подневольные: где посадят, там и сидят. (входит II группа) Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость. 3-й ребенок: Дома сидеть — ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать. Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю — почет, хозяину — честь! 4-й ребенок: Туда голуби летают, где их привечают (садятся), (входит III группа) Хозяйка: Давно вас ждем-поджидаем, посиделки без вас не начинаем. 5-й ребенок: Шли мимо да завернули до дыма. Хозяин: Собиралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? 6-й ребенок: Гостям, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам? Хозяин: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком да поговорим ладком о России-матушке. Кто сказку расскажет, кто правду молвит, а кто и песенку споет. (Дети выходят и свободно становятся врассыпную по всему залу, звучит колокольный звон в грамзаписи.) 1-й ребенок: Под большим шатром Голубых небес Вижу — даль степей Зеленеется. 2-й ребенок: И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами... 3-й ребенок: Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!... 4-й ребенок: И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. 5-й ребенок: Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью... Хозяин: Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом — «Родина». Хозяйка: «Родина-мать» — говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле. 6-й ребенок: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний. Исполняется песня «Ты живи, Россия, здравствуй». 1 Ты живи, Россия, здравствуй, Мать — Российская земля. Про тебя, Россия, слава По всему свету прошла. 2 Эх, могуча наша сила, Широки у нас поля! Изобильная, родная, Славься, русская земля! 7-й ребенок: О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! Многими красотами дивишь ты: Озёрами многими дивишь ты, реками, 8-й ребенок: Горами крутыми, Холмами высокими, Дубравами частыми, Полями дивными, 9-й ребенок: Зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными... Все: ...Всего ты исполнена, Земля Русская! (Дети исполняют любую русскую народную песню, садятся на стульчики.) 1-й ребенок: Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого-то Наших прадедов работы. 2-й ребенок: Парни здесь — мастера, Ловко правят все дела. 3-й ребенок: Да и девушки под стать, -Им не станут уступать. 4-й ребенок: А как праздник наступает — Весь народ гулять идет. Приглашаем в хоровод. Исполняется хоровод (грамзапись «Коляда»). Хозяйка: На Руси уж так идёт, Что талантливый народ Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец. Хозяин: И блоху он подкуёт, Дом добротный возведёт, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет. (Мальчики играют на шумовых инструментах и на ложках.) Хозяйка: А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Ведь с детства не научишься — Всю жизнь намучишься. (Выходят девочки с рушниками, садятся на лавочку и как бы вышивают.) 1-я девочка: В первый раз вышивала Красно солнце со лучами, Красно солнце со лучами, С теплыми облаками. 2-я девочка: Во второй вышивала Чисто поле со кустами, Чисто поле со кустами, С ясными соколами. 3-я девочка: В третий раз вышивала Сине море со волнами, Сине море со волнами, Со белыми лебедями. Хозяйка: Лебедь с Соколом порадуют народ, А народ им тихонько подпоёт. Исполняется парный танец «Лебедь и Сокол» (русская народная мелодия «Прилица»). Дети: (поют) 1 Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Она крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. 2 Не летай, ясный сокол, высоко, Не маши да ты крылами широко, Не маши да ты крылами широко, Лебедь белая совсем недалеко. 3 Ты, лебедушка, лучше всех, Ты, лебедушка, краше всех, Я возьму, возьму тебя за белое крыло, За собою поведу да далеко. 4 Вдоль по шелковой травушке, По широкой муравушке Ведет Сокол Лебедушку, Ведет белую головушку. 5 Да по чистому полюшку Прямо к синему морюшку, Ой-ли, ой-ли, ой люли-люли — Прямо к синему морюшку. Хозяин: Любо мастерицы вышивают, И в руках у них картины оживают. Хозяйка: Ну-ка, девицы, сюда все выходите, Свою ловкость да сноровку покажите. (девочки все выходят) Вот, возьмите с нитками лубок Да смотайте нитки в клубок. 1-я девочка: Как песню мы начнем спевать — Станем ниточку в клубок мотать. 2-я девочка: А как кончим петь, плясать — Значит, хватит нам и ниточку мотать. Проводится игра для девочек «Смотай нитку в клубок». Девочки: (поют) 1 Акулина пироги пекла — Угорела, под порог легла, Веник в голову положила, Про милого песню сложила. 2 Мой-то миленький баско ходил, Полосатую рубашечку носил. Полосатую косые ворота, На ней пуговки нашиты в два ряда. 3 Поглядите-ка скорей на старика: Не умеет опоясать кушака — Наперёд углы завязывает Да назад концы забрасывает. Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелее? (Хвалит, девочки садятся.) Хозяин: А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас игра-забава. Хозяин: (поёт и приплясывает) Эх, лапти, да лапти мои! И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро одеться да поплясать со мной? Проводится игра Для мальчиков «Обуй лапти» (мальчики). Хозяин: Ой, жена, шнуры-то как разодрались! Хозяйка: Это к вестям либо к гостям! Пойду, посмотрю! (Входит парень, играет на дудочке.) Парень: Не мало ли вас, не надобно нас? Все: Надо, надо! Хозяин: Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт. Парень: Как без дудки, без дуды Ходят ноги не туды, А как дудочку почуют — Сами ноженьки танцуют. Хозяйка: Выходи, честной народ, Заводи-ка хоровод. Проводится игра «Гудок маленький». Дети: (поют) Гудок маленький, Гудок удаленький, [идут по кругу). На руках плачет, Кто слушает, скачет. [Парень играет на дудочке, ребята пляшут.) Парень: Жаль, голосу у меня нет, а то бы спел! Душа поет! Хозяин: Всем ты, парень, хорош, а песен, жаль, не поешь! (Входит Лина.) Лина: Зато я пою, да ещё как! Эй! Музыканты, не зевайте, «Во саду ли...» мне сыграйте. Исполняется «Во саду ли, в огороде». (Дети исполняют на ксилофоне, треугольнике, колокольчике и дудке.) Хозяйка: Ай да красная девица, Ты и впрямь петь мастерица. Лина: А я ребятам для потешки Принесла ещё орешки. Хозяин: А раз принесла, давай Да игру-ка затевай. Игра «Сиди, Яша» (Лина говорит считалку). Лина: Раз, два, три, четыре, пять — Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. (Водящий выходит в круг, ему завязывают глаза и 3 раза вращают.) Дети: (поют) Сиди, сиди, Яша, (идут по кругу) Под ореховым кустом, Грызи, грызи, Яша, орешки каленые, Ядра золоченые. Дети: (скороговоркой) Чок, чок, пятачок, вставай, Яша-дурачок. Где твоя невеста, в чем она одета? Как её зовут и откуда привезут? (идут в круг, хлопая в ладоши, и из круга) Яша идет наугад, выбирает кого-нибудь, выходит на середину, ощупывая, называет имя. Парень: Спасибо, хозяева добрые и ласковые, Чтоб жилось вам и богателось, Чтобы было все, чего хотелось. Лина: И собачку вам, и кота... А нам пора с вашего двора. (уходят) Хозяин: Ай да славные у нас посиделки получаются! А не загнуть ли нам загадку? Хозяйка: Вы послушайте, ребятки, Я загну одну загадку. Знаю, знаю наперед — Вы смекалистый народ. (Хозяйка загадывает загадку.) Деревянная подружка, Без неё мы — как без рук, На досуге — веселушка И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает. Дети: Ложка! Хозяин: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем. Ну-ка, ложки разбирайте, С ними пляску начинайте. Исполняется танец с ложками «Ливонская полька» (русская народная мелодия). Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! И вы, парни, не зевайте, Девчатам тоже помогайте. Исполняются «Частушки», (русская народная мелодия). Дети: Мы частушки запоём, Запоём мы громко, Затыкайте ваши уши — Лопнут перепонки. 1-я девочка: Сколько раз я зарекалась Под гармошку песни петь. А гармошка заиграла — Моему сердцу не стерпеть. 1-й мальчик: Все девчата на гулянье, А моя милашка спит. Заиграю на гармошке — Сильнее захрапит. 2-я девочка: Мои щечки что цветочки, Губки мои аленьки, Я девчонка боевая, Хоть ещё и маленька! 2-й мальчик: Раньше были русы косы У моей у милочки, А теперь по новой моде Стриженый затылочек. 3-я девочка: Я ногою топнула, На мне юбка лопнула, Дайте юбку подвязать, Я опять пойду плясать. 3-й мальчик: Ах, пятка, носок, Выковыривай песок, Уж я так попляшу, Всю избу вам распашу. Дети: Мы пропели вам частушки. Вы скажите от души: Хороши частушки наши, И мы тоже хороши (садятся). Хозяин: Веселил нас много раз Русский танец-перепляс. Сколько удали, задора, Сколько радости во взоре! Девочки: Много танцев нам известно, Мы их любим танцевать. А на этих посиделках Кадриль хотели бы сплясать. Исполняется парный танец «Калинка» (грамзапись). Хозяин: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Хозяйка: Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать? Дети: Тары-бары, растабары! Выпьем чай из самовара С сушками, с горячими ватрушками. (Хозяйка вносит поднос с чаем и угощением.) Хозяйка: Чай горячий — наша сила, Украшение стола. Хозяин: «С чая лиха не бывает!» — Так в народе говорят. Чай — здоровье, всякий знает, Пей хоть пять часов подряд. Хозяйка: (раздает чай в чашечках) Чай у нас не простой, А с лечебною травой. Пейте, не разливайте Да на вкус определяйте. (Дети называют, с чем заварен чай.) 1-й ребенок: Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за веселье да за угощенье знатное. 2-й ребенок: Посидели, повеселились, пора и честь знать! Дети: (поют) Мы славно гуляли На празднике нашем, Нигде не видали мы праздника краше. Так будьте здоровы, живите богато, А мы уезжаем до дому, до хаты. (кланяются хозяевам и уходят) Еще смотрите:
|
|