Сценарий праздника: Русские гуляния


Звучит в грамзаписи "русский народный наигрыш, выходят ведущие.

1-й ребенок:

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

2-й ребенок:

На завалинках, в светелке Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых.

3-й ребенок:

При лучине мы сидели Иль под светлый небосвод — Говорили, песни пели И водили хоровод.

4-й ребенок:

А играли как! В горелки!


Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души.

Хозяин:

Быт людей отмечен новым веком, Поменялся старый мир. Нынче все мы по «сусекам» Личных дач или квартир.

Хозяйка:

Наш досуг порою мелок, И чего там говорить: Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

(Дети уходят, звучит музыка. Хозяин и хозяйка садятся за стол.)

Хозяйка: Зимний вечер темен, долог — Насчитаю сорок елок (выглядывает в окно).

Хозяин:

Я на лавке посижу Да в окошко погляжу (вздыхает).

Хозяйка:

А давай позовём к себе Ребят на посиделки? Будут песни, будут пляски И игра в горелки.

Хозяин:

Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Вам ли сегодня по домам сидеть

Да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться,

Грустить да печалиться?

Хозяйка:

Рады видеть у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному — посиделками называется.

Хозяин:

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

(под музыку входит I группа 3~4 человека)

Хозяйка:

Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

1-й ребенок:

Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

2-й ребенок:

Гости — люди подневольные: где посадят, там и сидят.

(входит II группа)

Хозяйка:

Редкий гость никогда не в тягость.

3-й ребенок:

Дома сидеть — ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать.

Хозяин:

Проходите, гости дорогие! Гостю — почет, хозяину — честь!

4-й ребенок:

Туда голуби летают, где их привечают (садятся), (входит III группа)

Хозяйка:

Давно вас ждем-поджидаем, посиделки без вас не начинаем.

5-й ребенок:

Шли мимо да завернули до дыма.

Хозяин:

Собиралось к нам гостей со всех волостей.

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка:

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило?

6-й ребенок:

Гостям, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяин:

В тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком да поговорим ладком о России-матушке. Кто сказку расскажет, кто правду молвит, а кто и песенку споет.

(Дети выходят и свободно становятся врассыпную по всему залу, звучит колокольный звон в грамзаписи.)

1-й ребенок:

Под большим шатром Голубых небес Вижу — даль степей Зеленеется.

2-й ребенок:

И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами...

3-й ребенок:

Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!...

4-й ребенок:

И во всех концах Света белого


Про тебя идет Слава громкая.

5-й ребенок:

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью...

Хозяин:

Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом — «Родина».

Хозяйка:

«Родина-мать» — говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

6-й ребенок:

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний.

Исполняется песня «Ты живи, Россия, здравствуй».

1

Ты живи, Россия, здравствуй, Мать — Российская земля. Про тебя, Россия, слава По всему свету прошла.

2

Эх, могуча наша сила, Широки у нас поля! Изобильная, родная, Славься, русская земля!

7-й ребенок:

О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!

Многими красотами дивишь ты: Озёрами многими дивишь ты, реками,

8-й ребенок:

Горами крутыми, Холмами высокими,


Дубравами частыми, Полями дивными,

9-й ребенок:

Зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными...

Все:

...Всего ты исполнена, Земля Русская!

(Дети исполняют любую русскую народную песню, садятся на стульчики.)

1-й ребенок:

Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого-то Наших прадедов работы.

2-й ребенок:

Парни здесь — мастера, Ловко правят все дела.

3-й ребенок:

Да и девушки под стать, -Им не станут уступать.

4-й ребенок:

А как праздник наступает — Весь народ гулять идет. Приглашаем в хоровод.

Исполняется хоровод (грамзапись «Коляда»).

Хозяйка:

На Руси уж так идёт, Что талантливый народ Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец.

Хозяин:

И блоху он подкуёт, Дом добротный возведёт, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет.


(Мальчики играют на шумовых инструментах и на ложках.)

Хозяйка:

А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Ведь с детства не научишься — Всю жизнь намучишься.

(Выходят девочки с рушниками, садятся на лавочку и как бы вышивают.)

1-я девочка: В первый раз вышивала Красно солнце со лучами, Красно солнце со лучами, С теплыми облаками.

2-я девочка:

Во второй вышивала Чисто поле со кустами, Чисто поле со кустами, С ясными соколами.

3-я девочка:

В третий раз вышивала Сине море со волнами, Сине море со волнами, Со белыми лебедями.

Хозяйка:

Лебедь с Соколом порадуют народ, А народ им тихонько подпоёт.

Исполняется парный танец «Лебедь и Сокол» (русская народная мелодия «Прилица»).

Дети:

(поют)

1

Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Она крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.

2

Не летай, ясный сокол, высоко, Не маши да ты крылами широко, Не маши да ты крылами широко, Лебедь белая совсем недалеко.

3

Ты, лебедушка, лучше всех,

Ты, лебедушка, краше всех,

Я возьму, возьму тебя за белое крыло,

За собою поведу да далеко.

4

Вдоль по шелковой травушке, По широкой муравушке Ведет Сокол Лебедушку, Ведет белую головушку.

5

Да по чистому полюшку Прямо к синему морюшку, Ой-ли, ой-ли, ой люли-люли — Прямо к синему морюшку.

Хозяин:

Любо мастерицы вышивают,

И в руках у них картины оживают.

Хозяйка:

Ну-ка, девицы, сюда все выходите,

Свою ловкость да сноровку покажите.

(девочки все выходят)

Вот, возьмите с нитками лубок

Да смотайте нитки в клубок.

1-я девочка:

Как песню мы начнем спевать — Станем ниточку в клубок мотать.

2-я девочка:

А как кончим петь, плясать — Значит, хватит нам и ниточку мотать. Проводится игра для девочек «Смотай нитку в клубок».

Девочки:

(поют)

1

Акулина пироги пекла — Угорела, под порог легла, Веник в голову положила, Про милого песню сложила.

2

Мой-то миленький баско ходил, Полосатую рубашечку носил. Полосатую косые ворота, На ней пуговки нашиты в два ряда.

3

Поглядите-ка скорей на старика: Не умеет опоясать кушака — Наперёд углы завязывает Да назад концы забрасывает.

Хозяйка:

Ну-ка, как вы потрудились?

Чей же клубочек больше да тяжелее? (Хвалит, девочки садятся.)

Хозяин:

А вы, ребятушки, что же призадумались?

Призадумались, закручинились.

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас игра-забава.

Хозяин:

(поёт и приплясывает) Эх, лапти, да лапти мои! И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро одеться да поплясать со мной?

Проводится игра Для мальчиков «Обуй лапти» (мальчики).

Хозяин:

Ой, жена, шнуры-то как разодрались!

Хозяйка:

Это к вестям либо к гостям! Пойду, посмотрю!


(Входит парень, играет на дудочке.)

Парень:

Не мало ли вас, не надобно нас?

Все:

Надо, надо!

Хозяин:

Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт.

Парень:

Как без дудки, без дуды Ходят ноги не туды, А как дудочку почуют — Сами ноженьки танцуют.

Хозяйка:

Выходи, честной народ, Заводи-ка хоровод.

Проводится игра «Гудок маленький».

Дети:

(поют) Гудок маленький, Гудок удаленький, [идут по кругу). На руках плачет, Кто слушает, скачет.

[Парень играет на дудочке, ребята пляшут.)

Парень:

Жаль, голосу у меня нет, а то бы спел! Душа поет!

Хозяин:

Всем ты, парень, хорош, а песен, жаль, не поешь!

(Входит Лина.)

Лина:

Зато я пою, да ещё как!

Эй! Музыканты, не зевайте, «Во саду ли...» мне сыграйте.


Исполняется «Во саду ли, в огороде». (Дети исполняют на ксилофоне, треугольнике, колокольчике и дудке.)

Хозяйка:

Ай да красная девица,

Ты и впрямь петь мастерица.

Лина:

А я ребятам для потешки Принесла ещё орешки.

Хозяин:

А раз принесла, давай Да игру-ка затевай.

Игра «Сиди, Яша»

(Лина говорит считалку).

Лина:

Раз, два, три, четыре, пять — Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

(Водящий выходит в круг, ему завязывают глаза и 3 раза вращают.)

Дети:

(поют) Сиди, сиди, Яша, (идут по кругу) Под ореховым кустом, Грызи, грызи, Яша, орешки каленые, Ядра золоченые.

Дети:

(скороговоркой) Чок, чок, пятачок, вставай, Яша-дурачок. Где твоя невеста, в чем она одета? Как её зовут и откуда привезут?

(идут в круг, хлопая в ладоши, и из круга)


Яша идет наугад, выбирает кого-нибудь, выходит на середину, ощупывая, называет имя.

Парень:

Спасибо, хозяева добрые и ласковые, Чтоб жилось вам и богателось, Чтобы было все, чего хотелось.

Лина:

И собачку вам, и кота... А нам пора с вашего двора. (уходят)

Хозяин:

Ай да славные у нас посиделки получаются! А не загнуть ли нам загадку?

Хозяйка:

Вы послушайте, ребятки, Я загну одну загадку. Знаю, знаю наперед — Вы смекалистый народ.

(Хозяйка загадывает загадку.)

Деревянная подружка, Без неё мы — как без рук, На досуге — веселушка И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.

Дети:

Ложка!

Хозяин:

А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

Ну-ка, ложки разбирайте, С ними пляску начинайте.

Исполняется танец с ложками «Ливонская полька» (русская народная мелодия).


Хозяйка:

Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! И вы, парни, не зевайте, Девчатам тоже помогайте.

Исполняются «Частушки», (русская народная мелодия).

Дети:

Мы частушки запоём, Запоём мы громко, Затыкайте ваши уши — Лопнут перепонки.

1-я девочка:

Сколько раз я зарекалась Под гармошку песни петь. А гармошка заиграла — Моему сердцу не стерпеть.

1-й мальчик:

Все девчата на гулянье, А моя милашка спит. Заиграю на гармошке — Сильнее захрапит.

2-я девочка:

Мои щечки что цветочки, Губки мои аленьки, Я девчонка боевая, Хоть ещё и маленька!

2-й мальчик:

Раньше были русы косы У моей у милочки, А теперь по новой моде Стриженый затылочек.

3-я девочка:

Я ногою топнула, На мне юбка лопнула, Дайте юбку подвязать, Я опять пойду плясать.


3-й мальчик:

Ах, пятка, носок, Выковыривай песок, Уж я так попляшу, Всю избу вам распашу.

Дети:

Мы пропели вам частушки. Вы скажите от души: Хороши частушки наши, И мы тоже хороши (садятся).

Хозяин:

Веселил нас много раз Русский танец-перепляс. Сколько удали, задора, Сколько радости во взоре!

Девочки:

Много танцев нам известно, Мы их любим танцевать. А на этих посиделках Кадриль хотели бы сплясать.

Исполняется парный танец «Калинка» (грамзапись).

Хозяин:

Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяйка:

Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать?

Дети:

Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара

С сушками, с горячими ватрушками.

(Хозяйка вносит поднос с чаем и угощением.)

Хозяйка:

Чай горячий — наша сила, Украшение стола.

Хозяин:

«С чая лиха не бывает!» — Так в народе говорят. Чай — здоровье, всякий знает, Пей хоть пять часов подряд.

Хозяйка:

(раздает чай в чашечках) Чай у нас не простой, А с лечебною травой. Пейте, не разливайте Да на вкус определяйте.

(Дети называют, с чем заварен чай.)

1-й ребенок:

Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за веселье да за угощенье знатное.

2-й ребенок:

Посидели, повеселились, пора и честь знать!

Дети:

(поют) Мы славно гуляли На празднике нашем, Нигде не видали мы праздника краше. Так будьте здоровы, живите богато, А мы уезжаем до дому, до хаты.

(кланяются хозяевам и уходят)


Еще смотрите: