Венецианский карнавалОдно из древнейших чудес Италии – Венеция постоянно манит к себе путешественников со всего мира, но ежегодно без малого на две недели этот город, возведённый на сваях среди шумных вод Адриатики, превращается в поистине феерическое средневековое представление с почти полумиллионом участников. Ежегодный венецианский карнавал берет своё начало в глубокой античной древности. Его прародителями считаются так называемые сатурналии – многодневный весёлый праздник, устраиваемый римлянами и посвящённый языческому божеству Сатурну. Эти празднества были призваны воскресить процветание Рима и всеобщее равенство. Поэтому господа, рабы и свободные граждане пиршествовали вместе, прячась под масками, чтобы скрыть лицо хозяина дома и социальные различия гостей, сидящих за одним столом. Слово «карнавал», по одной из версий, произошло от латинского carrus navalis, переводимого как «весёлая колесница», – на ней во время сатурналий возили бога плодородия и урожая. Точной даты проведения первого карнавала не существует, однако, наиболее вероятным считается 1094 год, когда правитель Венеции дож Витале Фальер занёс празднование в официальные источники. А через двести лет карнавал приобрёл точную дату, установленную Сенатом Венецианской Республики – последние десять дней перед Великим постом. Во время проведения карнавалов принято отмечать важнейшие достижения и события, произошедшие в жизни горожан за год. Знаменитые венецианские карнавальные костюмы и маски претерпевали множественные изменения. Только к XVIII веку это великолепное действо стало таким, каким его видят сегодня – богатым, красочным, сохранившим свои традиции праздником беспредельного веселья и полной свободы. Золотой век карнавала определил и его главных действующих лиц. На празднично оформленных улицах и площадях Венеции в огромных количествах появляются Арлекины, Бригеллы, Панталоне – основные герои комедии Дель Арте. Предводительница этой весёлой компании – Коломбина, становится символом Венецианского маскарада, превращая город в единую театральную площадку. Карнавальные костюмы становятся настоящими произведениями искусства. Главным представителем классических масок карнавала является «Баута» – не по-венециански скромная, но одна из самых любимых. В ней всего два цвета: белая «личина» и чёрный плащ с треуголкой. Под стать ей ещё один незамысловатый персонаж – «Вольто» («гражданин»). Также выделен «Кот» – третий представитель классических масок венецианского карнавала. Ещё одна одиозная фигура с длинным клювообразным носом в чёрном плаще с палкой в руках – «Доктор Чума». Завершает парад карнавальных классических масок «Венецианская Дама», украшенная драгоценными камнями и яркими перьями. Но, как и всё в этой жизни, веселье не могло длиться вечно. В 1797 году по указу Наполеона Бонапарта, войска которого в то время уже вторглись в Италию, на проведение венецианских карнавалов был наложен запрет. Попытки возродить этот праздник возымели успех лишь в XX веке стараниями великого режиссёра Федерико Феллини с высочайшего позволения Папы Римского. Французский модельер Пьер Карден, создававший необыкновенные костюмы для карнавала, настолько проникся атмосферой и духом этой необыкновенной феерии, что в 1996 году написал гимн для этого события, уже первые ноты которого возвещают зрителям о начале чего-то нового и неизведанного. Легендарный карнавал, который был забыт на протяжении двухсот лет, сегодня очень быстро приобретает былую популярность. Веселье, длящееся десять дней, начинается праздником Festa delle Marie, уходящего своими корнями в средневековье и посвящённому освобождению юных венецианок из пиратского плена. Выбранные горожанами несколько самых красивых девушек – Марий, возглавляют шествие, берущее начало от дворца Сан-Пьетро и заканчивающееся на площади Сан-Марко. Ритуал Volo delle Colombina, когда с колокольни площади Святого Марка запускают бумажную голубку Коломбину, разрывающуюся в воздухе ворохом цветных конфетти, знаменует собой официальное открытие карнавала. Считается, что пойманная хотя бы одна цветная блёстка должна быть положена в кошелёк для привлечения богатства на весь следующий год. Костюмированный карнавал заполняет собой многочисленные площади и улочки города. Во многих старинных дворцах, освещённых тысячами свечей, проходят средневековые балы, сопровождающиеся живой музыкой. Роскошные палаццо приглашают на концерты и театральные представления, длящиеся круглосуточно. Даже Большой Канал становится местом проведения парада великолепно украшенных гондол. Реконструкция средневекового футбольного матча, проводимого на пятый день, устраивается венецианцами, убеждёнными, что родиной футбола является именно их город. Буйство красок, музыки, эмоций и безрассудных поступков завершается парадом костюмов, незабываемым праздничным фейерверком, сожжением соломенного чучела и танцами все на той же площади Святого Марка, чтобы через год начаться снова. Еще смотрите: |
|