Венчание


Венчание — очень красивый религиозный обряд, издавна принятый на Руси. И сейчас многие современные пары стремятся скрепить свой союз в церкви. Многие годы в России не разрешалось проводить венчание. Но за последние 15 лет все изменилось в обществе и государстве. И теперь не только молодые пары, но и прожившие много лет вместе люди желают пройти обряд венчания.
Если решение принято, следует заранее договориться со священником о дне и времени венчания. Конечно, желательно чтобы регистрация в ЗАГСе и религиозный обряд прошли в один день. Но иногда в силу обстоятельств это бывает невозможно осуществить, тогда венчание можно назначить на другой день.
В православном храме венчание продолжается около часа. Присутствующие не должны шуметь и разговаривать во время церемонии.
Женщинам необходимо захватить с собой платочки. Экстравагантные наряды в церковь лучше не надевать. Если среди гостей присутствуют люди, исповедующие другую религию, им следует с уважением относиться к христианскому обряду.
Молодая пара, решившая венчаться, обязательно должна быть крещеной. Следует заранее позаботиться об этом, если кто-то из двоих еще не крестился. По православному обычаю, новобрачные входят в церковь вместе. Невеста должна находиться по левую руку от жениха. Свидетели располагаются за спиной венчающихся. Родители жениха должны находиться справа от молодых, а родители невесты — слева. Венчальные свечи жених и невеста держат в левой руке.
Священник, совершая церемонию венчания, одет в праздничное облачение. Хор поет псалмы, священник читает молитвы, в которых просит благословение у Бога для молодоженов. Они в свою очередь должны выполнять все, что говорит им священнослужитель, не перечить ему.
В первую очередь священник осведомляется у молодых, нет ли каких препятствий для брака,
спрашивает об их взаимном согласии. После этого он надевает на правую руку жениху и невесте венчальные кольца, которыми они обмениваются три раза. Затем священнослужитель благословляет молодую пару и обводит их трижды вокруг аналоя. Во время всей церемонии новобрачные держат в руках горящие свечи. Дружки тем временем держат над головами венчающихся венцы.
Перед обрядом венчания молодым необходимо исповедаться и причаститься. Невесте необходимо предусмотреть в своем наряде фату. Нательные крестики также будут необходимы, об этом священник обычно предупреждает заранее.
По католической традиции жених с шафером ждут невесту у алтаря, а невеста в сопровождении отца или другого родственника-мужчины входит в церковь. Пока она шествует к алтарю, играет свадебный марш. Все присутствующие гости заранее рассаживаются по своим местам и ждут момента, когда невеста подойдет к жениху. После этого все встают.
Жених должен поклониться невесте и ее отцу и предложить ей взять его под левую руку. Отец новобрачной кланяется родственникам жениха и отходит к левому ряду скамеечек.
Во время обряда жених и невеста стоят лицом к священнику. И только по окончании таинства они поворачиваются лицом ко всем собравшимся.
Из церкви молодые выходят под звуки свадебного марша. За ними следуют отец жениха с матерью невесты, потом — отец невесты и мать жениха, следом — остальные гости.

После выхода из церкви невеста бросает свой букет незамужним подругам. Для этого она поворачивается спиной и бросает не глядя. Та, которая поймала букет, согласно примете, выйдет замуж следующей.
Жених в свою очередь совершает похожий ритуал: своим друзьям он бросает подвязку невесты. Для этого следует сначала снять сей предмет с ноги невесты, а это порой непросто, особенно если последняя стесняется. Поймавший подвязку парень, по примете, женится следующим.
Особый этикет соблюдается гостями на католическом венчании. Обычно на пригласительной карточке венчающиеся стараются указать место для каждого гостя. Если места для гостей в церкви не указаны, следует остановиться у центрального входа и подождать, когда подойдет один из шаферов. Шафер обязательно должен спросить, представителем какой стороны является гость, и в соответствии с этим проводить его к предназначенному месту. Женщина при этом берет шафера под руку, мужчина идет рядом с ним. Если же в церковь пришла супружеская пара, шафер просит явившихся следовать за ним и проходит вперед. Гости следуют за ним до указанного места. В случае если две женщины приехали в церковь вместе, шафер провожает сначала одну из них, вторая остается ждать у входа, потом он возвращается за оставшейся. Если приезжает большая группа гостей, женщинам предпочтительнее идти рядом, следуя за шафером.
Опоздавшим гостям не следует пробираться через всю церковь к своим местам, лучше незаметно
пройти к одному из задних рядов и занять место там. Если свадебная процессия уже начала свое движение к алтарю, опоздавший может занять место около центрального входа.
Бывает, что во время венчания в храм заходят посторонние люди. Прихожанам, не относящимся к гостям, следует занять места на задних скамьях. Не надо ходить по церкви во время церемонии и смешиваться с приглашенными на свадьбу.
Если приглашенный человек принадлежит к другому религиозному направлению, ему надо внимательно наблюдать за действиями окружающих: когда нужно подниматься, садиться и т. д. Всегда следует уважать религиозные обряды прочих конфессий.
Приехавший заблаговременно и занявший место у центрального прохода гость не должен уступать его вновь прибывшим. Достаточно просто пропустить их, поджав ноги. Мужчина может поменяться местами с женщиной, особенно если она значительно ниже его, так, чтобы она села у самого прохода и могла видеть всю церемонию.
До начала венчания допускается, если гости негромко разговаривают и раскланиваются. Во время обряда должна соблюдаться тишина. По окончании обряда, когда новобрачные направятся к выходу, следует пропустить вперед родителей и родственников молодых. Лучше подождать, когда сидящие рядом гости начнут подниматься, и только после этого неторопливо двинуться за ними, не создавая давки. После завершения обряда венчания молодоженам и их родственникам необходимо сделать памятные фотографии и видеосъемку, поэтому гостям следует подождать окончания этих действий.

Относительно православного венчания существует множество примет и поверий:
— во время венчания жених и невеста старались наступить друг другу на ноги, кто сделает это первым, тот будет главенствовать в доме;
— невеста крестилась под фатой «покрытой» рукой — это сулило жизнь в довольстве и богатстве;
— падение обручального кольца считается плохой приметой, значит, жизнь молодых будет недоброй. То же относится и к погасшей венчальной свече;
— кто из новобрачных во время венчания держит свечу выше, тому и в семье «верх» иметь;
— чтобы жизнь была дружной и согласной, свечи лучше задуть одновременно;
— при подходе к церкви принято, чтобы молодые подавали милостыню, чтобы щедрость и милосердие сопутствовали им в семейной жизни.
Еще хочется сказать несколько слов о свидетелях на венчании. У них тоже ответственная роль, им придется держать венцы над головами жениха и невесты. А поскольку обряд венчания длится довольно долго, свидетелям понадобятся силы и понимание важности происходящего.
В православном храме разрешается снимать обряд венчания на видео. Обычно об этом заранее договариваются с представителями храма. Оператор должен быть опытным. Его заранее предупреждают о том, что съемка должна вестись так, чтобы не мешать совершению обряда.
Фотосъемка также допускается и во время венчания, и после его завершения. Самые красивые и торжественные моменты обряда, запечатленные на фотографиях, можно поместить в специальный альбом. Иногда при храме продаются красиво изготовленные альбомы с православной символикой.
Следует отметить, что церковь, так же как и ЗАГС, ведет запись всех брачующихся. И после венчания молодоженам выдается соответствующий документ, подтверждающий православный брак.
Вообще, к обряду церковного венчания в России всегда было особое отношение. Очень сильным было влияние духовенства на общественное сознание. Скрепленный церковью брак считался нерасторжимым. И в наши дни православное духовенство очень негативно относится к разводам. Католическая конфессия солидарна в этом вопросе с православием.
Еще в XVII веке церковь считала истинным союзом только первый, скрепленный венчанием брак. Второе и третье бракосочетание священнослужители называли свинским житием. А если супругами нарушались законы брачного права, полагалось платить штраф митрополиту.
Церковь налагала штраф на виновного в измене, за несанкционированный церковью повторный брак. Ослушавшиеся подвергались осуждению или даже отлучению от церкви.

Но всем, конечно же, известно, что разводы по политическим мотивам случались. И духовенству приходилось закрывать на это глаза. Можно привести в пример и русских царей, и европейских королей, и других представителей знати. Но, как правило, такой причины для развода, как «не сошлись характерами», не существовало в патриархальном обществе. Исключение делалось лишь в случае прелюбодеяния одного из супругов. Тогда развод разрешался, если пострадавшая сторона настаивала на этом. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, женщины почти никогда не требовали
развода, даже если муж был отъявленным гулякой. У разведенных женщин была лишь одна альтернатива — монастырь.

Перед вступлением в брак девушки молились Пресвятой Богородице и иконе Казанской Божьей Матери.

Богородица считалась заступницей и покровительницей семьи. И сейчас после венчания священнослужитель дает невесте иконку Девы Марии, а жениху — Спасителя. Эти образа должны защищать и оберегать молодую семью.
Иконки и венчальные свечи после обряда принято хранить. В русских семьях эти предметы передавались по наследству. Даже в советское время некоторые родители благословляли детей перед бракосочетанием такими памятными иконами.

Перед венчанием жениху и невесте лучше заранее побеседовать со священником, который будет проводить обряд. Священнослужитель объяснит символику тех или иных действий в процессе церемонии, расскажет, как следует себя вести во время венчания. Особое внимание стоит уделить одежде и внешнему виду новобрачных. Например, невесте нельзя надевать на венчание брюки, а также платье, которое открывает плечи, спину, грудь, руки. Если платье открытое, надо захватить с собой накидку. Макияж не должен быть ярким, вызывающим. Про фату уже было сказано выше.
Священник обязательно объяснит, для чего необходим пост перед венчанием. По церковным канонам действительно необходимо поститься 7-10 дней. Очищаться перед таинством нужно не только физически, но и духовно. Для этого существует исповедь.
Вообще, весь обряд венчания наполнен духовным смыслом. Немногие, например, знают, почему жениху и невесте принято использовать разные кольца. Традиционно у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты — серебряное. Золото символизирует Солнце, серебро — Луну. Обменявшись троекратно, жених оставляет себе серебряное, а невеста — золотое колечко. То есть каждый из супругов имеет символ верности другого.
Следует так же знать, что в церкви венчают пары, которые уже прошли регистрацию в ЗАГСе. Церковный брак в России не имеет юридической силы, поэтому представители духовенства обязательно попросят свидетельство о браке.
Весь обряд венчания состоит из нескольких этапов: обручение, венчание, разрешение венцов, благодарственный молебен.
Священник скажет, что необходимо иметь при себе жениху и невесте во время обряда. Прежде всего это, конечно, кольца, без них не обойтись на обручении. Кроме того, потребуются два белых или розовых полотенца-плата: одно — для того, чтобы молодые могли на него встать, другое — для завязывания рук. Когда священник три раза обводит новобрачных вокруг аналоя, им накрывают платом соединенные руки. Это является символом того, что теперь у них общая судьба, им вместе идти по жизненному пути. Эта традиция осталась с языческих времен, когда жениху и невесте рушником завязывали руки. И до самой брачной ночи они оставались в таком положении.
Символом единения у наших предков служили также куклы-неразлучники. Две тряпичные, сшитые вместе куклы должны были на всю жизнь остаться в семье. Этот обряд появился от почитания древними славянами богини Мокоши, которая, по представлениям язычников, связывала нити судьбы. Зажженные свечи в руках у венчающихся означают чистоту и святость брака. Свечи лучше выбрать побольше, потому что венчание длится достаточно долго, а гореть они должны во время всего обряда. В старину венчальные свечи наделялись особой силой, нередко их применяли в магии или колдовстве. Считалось, что свечи с собственного венчания помогут молодой женщине при первых родах.
Венцы, которые возлагаются на головы молодых, в православном обряде имеют наиважнейшее значение. Именно от них и произошло название церемонии. Впрочем, венцы над головами жениха и невесты могут держать и дружки. Символизм возложения венцов в том, что новобрачные непогрешимы перед Царствием Божьим. Ведь недаром считается, что венчанные пары не только в этой жизни, но и в вечности будут вместе. Венец также является и напоминанием о мученичестве Спасителя, о том, что будущим супругам предстоят в жизни испытания, которые нужно проходить с верой и милосердием в душе.
Во время обряда священник поочередно поднесет жениху и невесте чашу с вином, из которой им надо будет сделать по три глотка. Таинство причащения известно почти всем христианам, поэтому автор не будет подробно останавливаться на этом. Молодожены пьют из одной чаши, отсюда и понятие: «Испить вместе чашу жизни».
В конце венчания жених с невестой должны поцеловать поочередно образ Богородицы и Спасителя. Обряд разрешает скрепить союз супружеским поцелуем. Но это должен быть скромный, целомудренный поцелуй. После этого присутствующие могут подойти и поздравить молодых.
Также следует знать, что православная церковь не венчает людей, уже состоявших в церковном браке дважды. Развод по православным канонам допустим лишь один раз. Если, конечно, венчаться собрался вдовец или вдова, то такой брак допустим. Священник также может отказать в венчании, если человек неоднократно менял жен (мужей). Человек некрещеный или исповедующий другую религию тоже не сможет пройти обряд венчания. И естественно, церковь нетерпимо относится к бракам между родственниками. Впрочем, подобные браки и сожительства осуждались всегда почти всеми конфессиями мира.
Многоженство и многомужество тоже неприемлемы по православным канонам. Христианская церковь очень долго вела борьбу с языческими пережитками, когда мужчина мог жить с несколькими женщинами. Сохранились старинные свитки, где инок Иероним рассказывает о безобразном явлении, замеченном в некоторых отдаленных селах. Речь идет о групповом браке — пережитке древнейших времен. Нет ничего удивительного в нетерпимости духовенства к подобным сожительствам. Ведь венчание — это таинство, объединяющее два сердца, два тела, две души.

Конечно, венчание не является панацеей от ссор, обид и измен. По какому руслу потечет семейная жизнь, зависит только от самих молодоженов. Только они могут вдохнуть в свою жизнь понимание, терпение, заботу и любовь. В церковном браке существует определенное понимание того, что изменения любовного чувства неизбежны. В этом глубокая мудрость веков и знание человеческой души. Необходимо принять и понять тот факт, что страсть и безумие чувств сменятся более спокойной, но глубокой любовью, которая и будет являться опорой для супругов во время жизненных невзгод и неурядиц. Чувства не могут оставаться неизменными — эта формула, которую вывели современные психологи, была известна еще в седой древности. И каждый новый этап совместной жизни наполняет его новым содержанием.
Действительно, вживание в новые для себя роли порой проходит непросто для молодоженов. Меняется мироощущение, меняется жизнь, появляются новые обязанности, меньше становится свободного времени. В первый год супружеской жизни обычно происходит притирка характеров, вырабатывается совместимость, происходит привыкание супругов друг к другу и к новым социальным ролям.
Природа позаботилась о взаимодополняемости мужчины и женщины, но в то же время оба пола такие разные. У мужчин генетически обусловлены такие качества, как решимость, честолюбие, склонность к риску, стремление к продвижению по службе, преданность делу или идее. Исторически так сложилось, что мужчина — добытчик, защитник семьи. Жизнь его большей частью проходила вне дома, и обязанности были соответствующие. Жизнь и обязанности женщины, наоборот, были сосредоточены вокруг дома, семейного очага. Отсюда и такие качества, присущие женскому характеру, как мягкость, сострадательность, интуиция, наблюдательность.
Современное общество изменилось, жизнь предъявляет другие требования и к мужчинам, и к женщинам, но то, что природа формировала тысячелетиями, нелегко изменить за несколько десятков лет. И именно поэтому от молодых супругов потребуется не только понимание и стремление к компромиссу, но и терпение. Начиная бороться с некоторыми недостатками любимых, люди переключаются на борьбу с мужественностью и женственностью как таковой. Очень часто приходится слышать от женщин: «Ну как он может уделять работе больше времени, чем мне и дому. Как будто его работа — самое важное в жизни!». Мужчины тоже не остаются в долгу: «Сколько можно болтать с мамой и подругой по телефону, и у нее еще остаются силы донимать меня болтовней!». Получается, что раздражают во второй половине нас именно те качества, которые отсутствуют в нас самих. Но они же и притягивают. Ну какой женщине понравится мужчина, болтающий без остановки, как попугай. И какой мужчина придет в восторг, если его любимая женщина, вместо того чтобы приласкать и утешить при неприятностях на работе, просто хлопнет его по плечу и скажет: «Да ладно, обойдется!». Такого поведения можно ждать от друга, но уж никак не от любимой.
Недаром раньше перед венчанием священник обязательно проводил отдельные беседы с женихом и невестой. Будущим супругам разъяснялась их роль в семье и в обществе. Мужу вменялось быть снисходительным к слабостям жены, показывать ей пример самообладания. Жене рекомендовалось не критиковать, не «пилить» мужа понапрасну.
Еще в старину было известно, что дети, вырастая, начинают вести себя в семье именно так, как вели в свое время родители. Если отец был резок и груб с домочадцами, скорее всего и сын так будет вести себя потом. Если мать — лентяйка и неряха, то как же ее дочери научиться правильно вести хозяйство. Поэтому и внушалось молодым, чтобы были всегда примером для будущих детей.
В православии считалось, что рождение детей — основная цель брака. Бездетных супругов обычно жалели, ведь дети считались смыслом жизни у наших предков. И действительно, для кого трудиться, строить, покупать, если нет наследников. Кто в старости будет опорой? Да и в хозяйстве без помощников было не обойтись. Почетом пользовались всегда семьи многодетные, трудолюбивые, дружные. У таких и хозяйства были крепкие, и с трудностями они справлялись легче. И вряд ли кто посмеет обидеть семью, где «один за всех и все за одного».
В нашем развитом обществе многодетные семьи скорее редкость, чем норма. Но одного-двух детей молодожены, как правило, планируют родить. И у современных родителей, пожалуй, больше обязанностей, чем у папы и мамы XVIII века. Детей не только надо растить и воспитывать, необходимо дать им достойное образование, помочь выбрать профессию. Раньше считалось, что если отец крестьянин — и сын тоже должен работать на земле, отец рыбак — и наследникам в море ходить. Сейчас в динамично развивающейся России куда больше и интересных профессий, и возможностей их получить.

Кем вырастит чадо, чего добьется в жизни, напрямую зависит от родителей. Ведь известно, что в неблагополучных семьях и дети чаще ступают на «кривую дорожку».
Непросто бывает порой психологически подготовиться супругам к появлению третьего члена семьи. Ведь иногда они только-только успевают освоиться с особенностями роли жены и мужа, а жизнь уже предлагает новые роли. Первенец в семье появляется обычно в первые полтора-два года супружества.
И хорошо, если этот малыш желанный и родители подошли к его рождению осознанно. А если решили просто оставить, раз уж так получилось? Тогда ни в чем не повинное дитя превращается в проблему для вечно неуспевающих то на работу, то в институт родителей. И тогда ребенком, как правило, занимаются бабушки и дедушки.
Церковь же всегда старалась привить правильное понимание родительского долга своим прихожанам. И дети росли на том, что любить и уважать отца с матерью — их святая обязанность. Потому-то без родительского благословения ничего и не делалось на Руси. А кто же благословит своего ребенка на плохое дело?
Этика семейной жизни всегда была животрепещущим вопросом в любом обществе. Семья — основа общества. Из нее выходят и правители, и политики, и артисты, и рабочие, и космонавты. Все начинается и заканчивается семьей, символ которой — круг-кольцо. Поэтому, вот уж действительно, «обручальное кольцо — не простое украшение».


Еще смотрите: